Проблемы современного образования

   |    Без рубрики

Отечественное образование в последние годы все острее испытывает потребность в реорганизации, и сегодня это очевидно всем — и чиновникам, самим преподавателям, и студентам, и абитуриентам, и их родителям. При этом воспользоваться возможностью получить диплом стремится все большее число выпускников школ, ведь обретение специальности, а вместе с ней и профессии, — самый надежный способ найти свое место в жизни, стать полноправным членом общества, позволить себе самореализацию и достижение желанных жизненных благ. Вместе с тем проблемы образования, существующие в России, заставляют задуматься о будущем и о необходимости развития нынешней системы подготовки специалистов различных отраслей.

    Основные и главные недостатки системы сегодняшнего отечественного образования — это:
  • высокая теоретизированность учебных программ и их низкая практическая применяемость. Нынешние выпускники все чаще испытывают сложности при адаптации на своих первых местах работы: опыта мало, способность решать производственные задачи зачастую отсутствует, и в итоге работодателю приходится брать на себя заботу о взращивании специалиста из вчерашнего студента, впервые поступившего на работу. Именно этим объясняется популярность и распространенность неоплачиваемых стажировок для начинающих специалистов — для них это нередко единственная возможность хоть как-то познакомиться с предстоящими рабочими обязанностями. Таким образом, перспектива самостоятельно обеспечивать себя для многих выпускников отодвигается еще на пару лет.
  • потребность современного образования в инновациях: отсутствие должной поддержки, то есть финансирования со стороны государства приводит к тому, что материально-техническая база устаревает, и качество образования в данном конкретном вузе соответственно падает. В основном страдают государственные высшие учебные заведения: коммерческим вузам легче поддерживать техническую оснащенность и своевременно внедрять инновации.
  • низкая ценность российских дипломов за рубежом. Выпускник, мечтающий о международной карьере или рассчитывающий получить должность в иностранной компании, испытает немало трудностей на пути к своей мечте. Сегодня немногие вузы предлагают европейское приложение к диплому, которое в установленной форме на иностранном языке разъясняет суть полученного образования и позволяет наладить взаимоотношения с зарубежными работодателями.

Проблемы современного образования

Пути выхода

Рассматривая проблемы образования в нашей стране как комплексную задачу, требующую внимания, необходимо все же понимать ее отдельные компоненты. В современных вузах, которые минимально зависят от поддержки государства, то есть коммерческих, возможности для преодоления образовательного кризиса в частном порядке намного более широкие. Это связано с большей мобильностью при принятии управленческих решений, влияющих на систему и качество «местного» образования, более современной материальной базой и потребностью соответствовать требованиям современных компаний-работодателей, в чьи руки переходят выпускники.

    Какие действия могли бы помочь российской системе образования развернуться и устремиться к прогрессу? Стратегия выхода включает в себя следующие шаги:
  • Формирование нового подхода к образованию: научение студентов самостоятельному добыванию информации вместо бездумного заучивания истин и фактов, малопригодных в ежедневной профессиональной деятельности. Самообучение и стремление обновлять свои навыки, возникновение нового формата получения знаний — дистанционного, а также непрерывность обучения в течение жизни — актуальные тренды современного образования, которым нужно позволить развиться, ведь они максимально соответствуют реалиям.
  • Повышение практикоориентированности вузов, обусловленное необходимостью обучить студентов применять полученные знания в реальной трудовой практике. Вместо ученых-теоретиков сегодня нужны специалисты, которые могут решать производственные задачи и актуальные рабочие вопросы. Это возможно только путем ввода в учебный процесс практических занятий, семинаров, мастер-классов, а также обязательного прохождения стажировок. Редкие вузы могут позволить себе оказывать также содействие в трудоустройстве своих подопечных — для этого необходимо налаживать партнерские отношения с надежными компаниями, которые испытывают потребность в молодых и перспективных кадрах.
  • Обновление и переподготовка текущего преподавательского состава: имеющие научные степени нынешние преподаватели, к сожалению, зачастую не способны научить студентов реальным навыкам. Практикующие эксперты, состоявшиеся специалисты в своих областях в качестве преподавателей, переподготовка педагогических работников, — необходимый новый стандарт передачи актуальных профессиональных знаний и сведений.
  • Внедрение современных технологий в учебный процесс: как мир не стоит на месте, совершенствуясь во всех сферах, так и образовательная машина должна принять на вооружение инновационные разработки, позволяющие улучшать качество и повышать уровень профессиональной подготовки студентов.

Отдавая дань традициям и богатому наследию, которое осталось от классического советского и российского образования, придерживаясь накопленного в этой сфере опыта, в университете «Синергия» мы, соответствуя своему названию, стремимся не стоять на месте и считаем необходимым внедрять также и западные технологии, и свежие подходы к обучению, доказавшие свою эффективность. Модернизация российского образования, создание новой жизнеспособной образовательной системы, соответствующей современным реалиям, — важная задача, решение которой позволит выпускать квалифицированных специалистов, способных найти себе применение в различных сферах деятельности, приносить пользу обществу и двигать страну к прогрессу.

Поделитесь новостью