Развитие студента

   |    Без рубрики

Развитие студента

С поступлением в вуз для большинства студентов заканчивается беспечная, размеренная жизнь под родительским крылом. Обучаясь выбранной профессии, вчерашний школьник готовится стать специалистом, полезным и нужным в современном мире, полноценным и полноправными членом общества. Задумываясь уже сейчас, на этапе получения высшего образования, о том, как выстроить свою карьеру, какие качества необходимо развить для достижения успеха, как найти свой индивидуальный путь, учитывающий личностные и профессиональные наклонности, студент закладывает фундамент для будущих побед и свершений на выбранном поприще. Однако подобные мысли начинают беспокоить студентов обычно ближе к старшим курсам. Первый-второй год обучения для личностного развития студентов в вузе считаются адаптационными: в этот период будущие профессионалы только приспосабливаются к новым условиям, к возросшей степени ответственности и самостоятельности. И если в этот момент студент не поддается соблазну «скатиться» до троек и учиться лишь по инерции и вполсилы, заполняя свое время более интересными для себя занятиями, а, напротив, готов проявить выдержку и целеустремленность, то можно сказать, что профессиональное будущее такого студента будет вполне благополучным. С другой стороны, период студенчества становится настоящим испытанием для большинства обучающихся: в этом возрасте, согласно исследованиям, происходит изменение структуры личности, включающее перестройку психических функций, которые отвечают за формирование интеллекта. Кроме того, значительно меняется окружение студента и его образ жизни, возрастает умственная нагрузка и возникают новые стрессы и переживания, связанные отчасти с обретением нового социального статуса. И если эта стадия, запускающая развитие профессионала, благополучно переживается, то начинается поэтапное созревание профессиональных качеств.

Развитие студента

Этапы формирования будущего специалиста

Качественная теоретическая подготовка — это основа основ, это база для последующего становления специалиста, независимо от сферы его деятельности. В вузе студент будет изучать общепрофессиональные дисциплины — дающие фундаментальные знания по избранной специальности, и профилирующие дисциплины, имеющие непосредственное отношение к будущей профессии. Учеба, таким образом, — это первый этап, пока еще не затрагивающий формирование практических навыков.

В этот период необходимо:

  • развивать способность к освоению новых знаний, изучать дополнительную литературу (в том числе зарубежных авторов), интересоваться тенденциями и инновациями в своей профессиональной сфере;
  • учиться на примерах состоявшихся профессионалов, экспертов выбранной области деятельности;
  • со всей ответственностью подходить к выполнению проверочных испытаний, рефератов, курсовых и дипломной работ;
  • вдумчиво относиться к перспективам и возможностям собственного профессионального и квалификационного роста, рассматривать варианты дальнейшего продолжения обучения и получения дополнительного образования;
  • заниматься самосовершенствованием: тренировать необходимые качества — выносливость, память, дисциплинированность, настойчивость в достижении цели, способность к самоанализу, умение признавать и исправлять свои ошибки, характеризующие зрелую личность, способную к профессиональному становлению.

Второй важный момент, затрагивающий развитие профессионала, заключается в необходимости освоения прикладных умений. Именно формирование практических навыков позволяет не только систематизировать и закрепить полученные теоретические знания, но и стремительно повысить свой уровень. Первые годы наработки трудового опыта — обычно и самые трудные, и самые продуктивные. Начинать работать по специальность лучше еще до окончания вуза, поскольку это обеспечивает реальное погружение в профессию и дает понимание о будущих должностных функциях и обязанностях. В целом можно отметить, что полная и всесторонняя готовность к профессиональной деятельности наступает в результате прохождения всех этапов личностного созревания студента, — от периода адаптации к формированию осознанного понимания своей цели и важности шагов, направленных на ее достижение. Таким образом, учеба в вузе не только дает новые знания и обеспечивает дипломом, но и стимулирует развитие студентов, в том числе профессиональное.

Поделитесь новостью