Развитие предпринимательства в России как путь спасения национальной экономики

   |    Мнения экспертов
Сегодня из-за сложной геополитической и экономической обстановки Россия находится в состоянии вынужденного сопротивления. Санкции, финансовый кризис, трудности взаимопонимания с другими государствами — все это во многом отрицательно сказывается на российской экономике. Подобная стрессовая ситуация глобального масштаба может и даже должна мотивировать власть на развитие производства внутри страны. Только такие меры помогут стране преодолеть непростой период и поддержать свою конкурентоспособность на мировом рынке. Как добиться нужного результата?



На протяжении многих лет драйвером российской экономики оставался нефтегазовый сектор. Доходы от экспорта нефти долгое время поддерживали финансовую систему, создавали иллюзию стабильности, но кажется, с этим покончено: сырьевая игла больше не может быть единственным источником доходов бюджета.

Предпринимательство — та отрасль, которая требует особого внимания со стороны государства и общества. Не секрет, что уровень доверия к бизнесу среди населения в России довольно низок. Вывод: бизнес-сообществу необходимо постоянно работать над своим публичным имиджем и подходом к целевой аудитории. Современный предприниматель должен ориентироваться на потребителей, использовать максимум ресурсов даже в условиях экономического спада. Более того, предприниматель должен сам стать одним из ресурсов: ему помогут владение технологиями, знание законодательства, собственная харизма и социальные качества.

Какими социальными качествами должен обладать современный предприниматель?



  1. Законопослушность


В нашей стране мало кто считает бизнесмена образцом законопослушности. В СМИ ярче всего освещаются негативные новости из жизни предпринимателей: коррупционные скандалы, хищения, рейдерство. Лояльное отношения общества к не вполне законным схемам в бизнесе провоцирует компании на переход к «черным» и «серым» зарплатам: 83% организаций уходят от налогов при выплате заработных плат, утверждает «ОПОРА России». Быть законопослушным — личный выбор предпринимателя и его ответственность.

  1. Приверженность своей стране, желание работать на ее благо


На Западе государство всячески поощряет предпринимателей, работающих на благо страны. Взять, к примеру, США: прибыль американских компаний пополняет государственную казну, потому что законы четко прописывают механизмы налогового планирования и препятствуют оттоку капитала. Такую схему возможно реализовать и в России. Будут ли выполнять предписанное предприниматели? Только если поймут, что эти действительно важно для развития их бизнеса.

  1. Соответствие ожиданиям народа


Быть ближе к народу — один из факторов успеха в бизнеса. Предприниматель должен участвовать в социально значимых проектах. В последние годы эта тенденция явно прослеживается. Взять, например, Олимпиаду в Сочи: представители частных бизнес-структур инвестировали в олимпийские объекты, хотя и не могли знать, как быстро окупятся их инвестиции. Многие руководствовались желанием совершить общественный вклад — и им это удалось.




Предпринимательство

Но есть и еще одна важная проблема: низкий уровень заинтересованности в предпринимательстве среди населения. Около 20% жителей нашей страны занимаются созданием и развитием собственного бизнеса. Далеко не каждый добивается успеха. И дело тут даже не в том, что некоторые бизнесмены не обладают описанными выше качества. Просто им изначально никто не объяснил, к чему должен стремиться предприниматель помимо увеличения прибыли. Проще говоря, предпринимательское образование как таковое в российской бизнес-среде отсутствует.

Как показывают опросы, только 5% выпускников школ выражают желание заниматься предпринимательством. К 10−11 классам 30−40% будущих выпускников не могут определиться с будущей профессией. Все решается с течением времени: молодые люди заканчивают вузы, меняют профессиональные интересы, задумываются о своем бизнесе. Среди взрослого населения число заинтересованных в открытии своего дела выше: 23%. Но этот показатель выглядел бы еще внушительнее, если бы учебные планы средних школ и университетов включали в себя ознакомление с основами предпринимательства.






Еще немного цифр из опроса Глобального мониторинга предпринимательства: 40% опрошенных взялись за собственный бизнес, когда не смогли подобрать подходящую работу по найму. Около 79% действующих предпринимателей поддерживают инициативы по внедрению специального образования по основам бизнеса на государственных началах.

По данным исследования, которое проводилось Университетом «Синергия» среди предпринимателей, почти 100% респондентов признались, что не имеют специального бизнес-образования. Все они научились вести бизнес опытным путем, набивая шишки и совершая очевидные ошибки. Весь их практический опыт — уже приличная база для разработки программ обучения предпринимательству.

Вне сомнений, для развития предпринимательского образования в России требуется участие государства. И решать вопрос следует не с помощью вливания денег, а путем обеспечения необходимых условий, стимулирования российских колледжей и университетов к развитию программ подготовки предпринимателей. Российское предпринимательство обладает большим потенциалом, и задача государства — раскрыть его по максимуму.
Поделитесь новостью